Цель визита - "веломаршрут". Так было указано в документах, поданных мной в мае на получение визы в финском посольстве. Как ни странно, финны в это поверили и визу дали, С этого момента сомнений в задуманной поездке не осталось, поскольку прочие подробности, такие как билеты на поезд "Лев Толстой" от Москвы до Хельсинки, паром до Гетеборга и обратный самолет через две недели из Копенгагена, уже были на руках. Оставалось только сесть и поехать.
В путешествии по железной дороге запомнились две вещи. Это конечно мои спутники, которыми оказались весьма благонравная монахиня, отправившаяся с высокой миссией на протестантскую территорию, и сопровождавший ее не менее статный фотограф из позапрошлого столетия с аппаратурой для фотосъемки той же эпохи. Благодаря такой компании таможенники даже не заметили мой велосипед, пристроившийся на третьей полке, что не могло не радовать.
И второе - это резкий перепад в восприятии видов за окном при пересечении границы под Выборгом. Контраст, который разделяет нашу глубинку и дикость приграничной полосы от ухоженной финской земли, где каждый метр в этих южных по меркам страны местах отдан сельскому хозяйству, откровенно внушает. О контрастах дальше еще пойдет речь.
Хельсинки, Балтика
На изучение столицы Финляндии у меня было не так уж много времени - около пяти часов до того, как должен был отправиться паром в Стокгольм, поэтому осмотр города проходил довольно бегло и без музейных церемоний. Зато здесь удалось более-менее освоиться с правилами местного велосипедного движения, которое, кстати, регулируется отдельной системой светофоров, синхронизированной с автомобильным трафиком. Подобная система работает и во многих других городах, и не побоюсь утверждать, что граница города и сельской местности проходит именно там, где кончается велосипедная дорожка.
Кафедральный собор (построен в 1830-1852 гг. для Николая I-го)
Паром Silja Line
Порт в Хельсинках
Морская крепость Suomenlinna
Между Хельсинками и Стокгольмом курсирует гигантское судно, которое за ночь, делая более 30 км в час, доставляет вас на территорию соседнего государства. Перевозка велосипеда в трюме обходится в дополнительные 10 Евро, и странствует он на правах прочих транспортных средств. Помимо моего здесь ехало еще 2 велосипеда (и это на несколько тысяч человек), так что международный велотрафик тут похоже не очень интенсивный. На пароме работает замечательная парикмахерская, после стрижки в которой вас почти наверняка станут принимать за шведа. Или за финна, если стричься в обратном направлении. Стригут, как оказалось, эстонцы.
На верхней палубе прилично дует
Паром изнутри - это небольшой город
Стокгольм
Знакомство со Стокгольмом состоялось в грузовом терминале гавани на северозападе города. Так что в центр я попал лишь после того как сделал небольшой кружок по побережью и зеленому островку, на котором находится интересный парк-музей, заставленный старыми шведскими домишками - Скансен. Не сказать, что архитектура здесь очень древняя, во всяком случае, в России такие дома повсеместно используются по прямому назначению. Практически все постройки - деревянные, причем многие из них по форме не сильно отличаются от современных сельских построек.. Каменную архитектуру Шведы так толком не освоили, за что нередко бывали биты многочисленными врагами.
Что касается центра города, то он, как и во многих других местах, отдан на откуп бесчисленным туристам, которые приезжают сюда на больших автобусах, едят, закупаются сувенирами и прочей фигней, смотрят на смену караула, а потом уезжают. Мне "повезло", так как я оказался в городе в понедельник, поэтому по музеям ходить было не надо, а можно было просто понаблюдать за работающим городом из разных его уголков. Сильное впечатление оставляют люди в галстуках, пиджаках, начищенных туфлях, спешащие на работу на двух колесах. Подобное стало особенно популярно, после того как за въезд в центр города стали брать деньги. И никаких мигалок!
Riddarholmskyrkan
Wrangel Palace
Vasagatan
Рельеф заасфальтирован, но непобежден
Nordic Museum
улочка в центре
На севере столицы местность хорошо выровняли
Особенности велосипедного макияжа
Заборы в городе очень деликатные
В Стокгольме мне надо было запастись тремя вещами: газом, картами и продуктами. Первое я сделал в "Интерспорте" в центре. Одного большого баллона хватило на все две недели не очень интенсивного использования, и остаток был подарен тому же "Интерспорту", но в Копенгагене. Хорошие карты на всю Швецию (начиная с полукилометровок) можно достать только в одном единственном магазине (расположенном напротив центрального вокзала через улицу Вазы - Kart Centrum Vasagatan, 16). В других городах детальные карты вы найдете исключительно на окрестные уезды. Что касается еды, то ею я запасся в ближайшем от отеля супермаркете. Единственной ошибкой по незнанию языка стала покупка сока, который при первой дегустации оказался концентратом 1:7. Сногсшибательная штука!
Здание парламента
Памятник трехколесному велосипеду
Даже банки в Стокгольме были деревянные
Добро пожаловать в расположение воинской части
Расписание боевых действий
Начало пути
Во второй день получилось еще немного порулить по Стокгольму, поглядеть на старый порт с великолепной коллекцией отслуживших посудин, но к обеду это занятие поднадоело, тем более, что хотелось иметь запас времени на дорогу и разбавить плотный график следующих дней. И не зря, так как уже в начале пути на северо-запад стало ясно, что отдыхать не придется. Хороший встречный ветер решительно не давал разгоняться, а кроме того, почти сразу за чертой города я случайно влип в огромную территорию местного военного полигона. На это намекнул просвистевший мимо бронетранспортер с вояками и блок-пост, на котором недвусмысленно попросили развернуться. Тем не менее, по полигону оказалось все-таки можно проехать - прямо посередке его пересекает асфальтовая дорога общего пользования. Однако общего - это когда не слишком стреляют. А о тех днях, когда сильно стреляют, сообщается на специальном графике на въезде. Там же написано: "Добро пожаловать!".
Ветер сильно мешал ехать весь этот день. Особенно, когда дорога поворачивала на запад - скорость падала до 10-13 км/ч. Местность здесь плоская, лесов практически нет, так что циклоны с Атлантики несут по полной программе - в общем, первые 100 километров по ощущениям были непрерывным подъемом в горку, и было очень приятно завершить их на берегу одной тихой теплой речушки, в компании с бобрами.
На полигоне. Танки тоже следуют ПДД
Четверть-мильный столб. Одна старая шведская миля примерно равна 10,7 км
Скоростной режим здесь нарушают редко. Когда особенно задувало, приходилось послушно ехать 13 км/ч.
А без крыльев это обычный сарай:
На каникулы! (Loa)
Мост через Klaralven
На следующее утро погода немного устаканилась, вместо ветра появилась слабая морось, но ехать стало заметно легче. Засеянная полями равнина, тянущаяся с восточного побережья, закончилась, начались леса и какой-никакой рельеф. Здесь надо сказать пару слов о дорогах. Трафик в Швеции, как оказалось, не так чтоб многочисленный, но зато очень шустрый, а обочины не всегда широкие. Поэтому я искренне радовался, что еще в Москве проложил маршрут, старательно избегая на карте скоростных дорог. В результате чуть ли не половина из них оказалась грунтовками - либо грейдерами, либо лесовозками, либо просто плотно укатанными песчаными полевыми дорогами. Поскольку грунт в Швеции - это в основном песок и камень, ехать по нему - одно удовольствие. Одна беда - грунтовые дороги находятся прежде всего там, куда не дотянулся асфальт, а это как правило наименее ровные места. Таким образом, на маршруте появилось много горок, которые впрочем не сильно утомляли. Качество покрытия - достаточно высокое, луж практически нет, и даже лесовозки производят весьма позитивное впечатление - чувствуется, что лес по ним будут таскать еще не один десяток лет, Сеть лесовозных дорог настолько густая, что в значительной мере компенсирует отсутствие просек.
Langbjorken
Дорога в Ramnas
Когда-то в этой деревне торговали молоком. Сейчас это строго запрещено.
Доменная печь в Loa
Схема изготовления чугуна
Мануфактура в Filipstad
Шведы - большие любители американских тачек
Коксовая батарея в Loa
Кирха в Munkfors
После знакомства со здешней мошкой вы быстро догадаетесь, зачем этот человек так одет
Ljusnaren
Окрестности Munkfors
Berg
Устройство для пилки и ошкуривания древесины
Погрузка леса
Лесная индустрия в этих краях заслуживает отдельного абзаца. Следы деятельности лесорубов заметны всюду, а масштабы вырубок столь внушительны, что порой кажется, будто в скором времени от леса в Швеции ничего не останется. И в то же время на свежих вырубках часто видишь уже новые посадки, ждущие своей очереди на снос. Общее ощущение от таких лесов такое, будто ты попал не в обитель дикой природы, а топчешь чей-то огород. А техника, с помощью которой этот огород окучивается, больше напоминает роботов из "Матрицы", не умеющих разве что летать. Надо сказать, что даже дрова (многие дома отапливаются каминами) шведы не рубят, и даже не колют. Колка дров, этот традиционный символ мужской работы, полностью механизирована!
Впрочем, было бы ошибкой полагать, что шведы обогревают свои дома исключительно дровами. Равно как не используется для этого газ, а централизованного отопления не существует как такового. Вместо газового агрегата в подвале устанавливается шкаф, по цвету и форме напоминающий холодильник. Под шкафом бурится скважина глубиной около 200 метров для двух труб, диаметром несколько сантиметров каждая. Смысл шкафа - качать по этим трубам незамерзающую жидкость, которая нагревается под землей и возвращается на поверхность на несколько градусов теплее. А эта разница используется для нагрева отопительной системы внутри дома, Тот же механизм служит и для получения горячей воды из крана. Правда, сказать, что эта горячая вода слишком горячая, я не могу. В душе постоять еще можно, а вот в ванну уже как-то не тянет... Ее тут и нет.
Однако, мы слишком ушли от темы - до душа было еще далеко. То есть его можно было бы поискать в каком-нибудь кэмпинге (кстати, кэмпингов там, куда я заехал, оказалось не много), но гораздо проще было искупаться в одном из бесчисленных озер у дороги, а кэмпинг мне заменяла палатка. Озера, лес и окрестные горки - вот три составляющих местных красот, причем, чем дальше на запад, тем озер становится больше, а горки - круче. Эпицентр горок и озер находится уже где-то за границей с Норвегией, до которой я не дотянул всего-то 20 километров. Однако в этот раз Норвегия была не совсем по пути, а сейчас могу отметить, что самые красивые места в Швеции я видел не на морском побережье, не на просторных равнинах, и даже не в столичных переулках, а именно здесь - на севере от озера Вэнерн. Полагаю, что дальше на севере страны можно найти и более глухие и живописные углы, но это тема для отдельного разговора. У границы я повернул на юг.
В царстве комаров
Канадские гуси. Завезены в Швецию в прошлом столетии для охоты и расплодились в больших количествах.
А эти животные пасутся в Венерсборге прямо на садовых участках, допекая местным жителям..
Lenungshammar
Озеро Rottnen
Вэнерн и Вэнерсборг
Впереди лежали озеро Вэнерн (второе по размеру в Европе - после Ладоги), Венерсборг, Гетеборг. В Венерсборге, куда я попал на пятый день пути после старта из Стокгольма, я провел чуть больше суток. Здесь живут мои друзья, и было бы странно уехать отсюда, не задержавшись. Что я и сделал, а также наконец поглядел на само озеро с выпирающими на берегу холмами, как здесь считают, вулканического происхождения. Раньше, да и теперь эти холмы служат местом традиционной королевской охоты. Здесь бывают и иностранные короли, и даже американский президент. Немного раньше срока получилось увидеть западное побережье Швеции, к которому съездили на машине в Уддеваллу.
Из Вэнерсборга по правому берегу мощной реки Гета Эльв идет живописная и спокойная в плане движения дорога в Гетеборг. С нее можно заглянуть также в городок Трольхеттен (не знаю как там с троллями, а сейчас там живет известный шведский концерн Saab), заповедник Svartedalen (с замечательными сосняками и болотами), а также посмотреть на полуразрушенную крепость Bohus Fastning в Kungalv.
Кирха в Gunnarskog
Сторожевые кони
С помощью таких плакатов удобно искать местные достопримечательности
Пещеры - здесь когда-то добывали известь и получали удобрения
Старое русло Гета Эльв. Сейчас вода идет через плотину.
Озеро Вэнерн
Равнина к востоку от Вэнерсборга
Мост через пролив в Уддевалле
Разведение мостов на Гета Эльв в Трольхеттене
Трасса 241
Гета Эльв
Кирха Kyrkeby
Гетеборг
В Гетеборге я провел два дня. Так же как и в Стокгольме, не особо получилось походить по музеям, зато удалось объехать город. Впрочем, в двух музеях я все-таки побывал. Во-первых, обойти вниманием главный Kunstmuseum было просто неприлично, однако из-за реконструкции пришлось довольствоваться исключительно модерн-артом. Присутствие последнего здесь может вызывать некоторые сомнения. А во-вторых, заехал в музей главного завода "Вольво". Кстати, в центре Гетеборга есть небоскреб Lilla Bommen в котором больше двадцати этажей. Это одно из самых высоких зданий в стране, во всяком случае ни в Гетеборге, ни в Стокгольме ничего выше я не видел. На 20-й этаж можно подняться за так, а на 22-й - только за 30 крон.
Как и по любому другому уважающему туристов городу, по Гетеборгу можно плавать. Каждую среду на форватер здесь выходит старенькое судно-ветеран Bohuslan с паровым двигателем и катает народ по окрестному архипелагу. Наверное я бы прошел мимо этого корабля, не особо задерживаясь, если бы один из близких мне людей не работал здесь некогда механиком. Не буду здесь описывать все подробности парового двигателя, однако скажу, что это именно то место, где можно ознакомиться с его конструкцией изнутри.
Bohus Fastning
Котельная в центре Гетеборга
Lilla Bommen
Свежайшие креветки
Это не холодильник, а отопительный агрегат
Взлетно-парковочная полоса
Гетеборг, вид сверху
Мост в Гетеборге
Панорама Гетеборга
Схема завода Вольво на космоснимке у входа
В музее
Вольво для леди. Над этой машиной трудилась команда из 6 женщин.
А "Горбатый" - не такой уж и маленький был!
Гетеборг готовится к матчу Россия-Швеция
Трамваи в городе совсем не новенькие
Паровик Bohuslan (1914)
На верхней палубе хлещут коньяк и минералку
Паровой котел с тремя мазутными форсунками
В машинном отделении
Морской компас
Уважающие себя гетеборжцы считают обязанностью инвестировать в строительство ветряков
Шатуны
Впередсмотрящий
Господа, заткните уши пж-ста! Ту-тууууууууу!
Говорят, самый большой контейнеровоз в мире. Не похоже?
В порту Гетеборга
(Ostra Nedsjon)
Кирха в Hedared - одна из старейших в Швеции. Конструкция проста до примитивности. Справа отдельно стоит колокольня. Подобные постройки распространены на севере Швеции и в Норвегии.
Вырубка
Мульшо
Из Гетеборга можно было бы отправляться сразу на финиш, однако согласно моему плану сделать это было никак нельзя, не заехав в местечко под названием Мульшо (Mullsjo), для чего требовалось еще раз забраться в самую глубь шведского континента. А все по той причине, что мой визит пришелся на время празднования второго по значимости праздника после Рождества - дня середины лета. В эти дни, граничащие с 22 июня, люди здесь занимаются довольно странными вещами: наряжаются в традиционные костюмы, пляшут, поют, играют на разных инструментах и даже ходят в церковь. В общем, всем тем, что в обычной жизни случается крайне редко - по крайней мере раз в год. И этот раз обязательно должен быть настоящим праздником, никак не меньшим, чем Рождество. Страшно подумать, я видел как шведы пили и пели за столом!
У места ночевки на берегу Lonern рядом с Dalum
Отель в Mullsjo
Установка центрального столба
На празднике в Mullsjo
Показ мод 17-го столетия
В Nykyrka
Генеральная репетиция
Хор в Nykyrka в Mullsjo
Главное - не свалиться!
Отель в Mullsjo
Мульшо-Хельсингборг
На празднике я оставался до последнего, и когда времени на дорогу оказалось уже совсем мало, я покинул это замечательное место, попрощавшись с друзьями. Последние 320 км преодолевались за полтора дня довольно интенсивного вкручивания, снова с дождем и с ветром. В первый день пришлось ехать допоздна, и благодаря этому удалось посмотреть на разных животных, которые стали появляться из леса. Впервые за всю дорогу на асфальт передо мной вышел лось. Он вышагивал по середке дороги, не оборачиваясь, и даже позволил мне достать камеру, прежде чем броситься наутек. К сожалению, получилось не совсем резко из-за темноты.
А на следующий день я выехал на побережье и катился по песчаной полосе отлива. Вы когда-нибудь ездили по хрустящим на песке ракушкам? Если нет - обязательно попробуйте!
Хутор рядом с Tranemo
Старая железная дорога в Ambjornarp. Иногда их переоборудуют в скучнейшие веломагистрали
Велотепловоз
Мычащий коллектив
Побережье
Устье Lagan
Южные дороги Швеции
А это тяжелая немецкая артиллерия. Едут потихоньку в Гетеборг.
Кронберг. To be or not to...?
Встреча с датским берегом
Барка
Датский флот
Вентилятор
Nyboder - квартал королевских ВМФ
Копенгаген, Дания
В парке Тиволи
Дания, старый враг шведов, а ныне - просто еврососед, грозно взирающий сквозь амбразуры Кронбергской крепости, открыла мне свои границы в 8 часов вечера 22 июня, а к 10 я уже был в Копенгагене. О Копенгаген - такого города мне еще не доводилось видеть. "Город контрастов" - это было сказано по другому поводу, но вполне справедливо и для этого места. Начать с того, что Копенгаген - это огромная агломерация, захватившая практически все восточное побережье, чем совершенно отличается от остальной датской территории, отданной преимущественно под сельское хозяйство. В Копенгагене решительно нечего делать без велосипеда. Велотрафик - только здесь по настоящему понимаешь, что это за штука, когда движение идет в несколько потоков, а на стоянках велик можно запросто потерять из-за безумного количества таких же. На центральных улицах не протолкнуться от туристов, которые почему-то не удосужились взять напрокат велосипед (это можно сделать на центральном вокзале - здесь находится двухэтажный велопаркинг). Клерки в галстуках, мамаши со своей шпаной, дамы с собачками и без, не обходятся здесь без колес - двух или трех. И весь этот поток крутится по своим делам по стареньким улочкам города, любящего оранжевые цвета. Пробки? Никаких. В Копенгагене нет пробок.
В столице Дании у меня было полтора дня, из которых первый пришелся на понедельник, так что с музеями опять вышел облом, а во второй просто не очень хотелось. Зато взамен меня накормили мясом кенгуру и крокодила, которые, как я теперь знаю, очень похожи на телятину и цыплятину. Возможно, впрочем, это они и были.
В столице Дании какие-то паразиты воткнули гвоздь в мое колесо за то, что я оставил вел не там, где следовало. И все-таки мне понравился этот город - за его старую архитектуру, за его безбашенных жителей, рисующих карикатуры на Мохаммеда и голых теток на ратушах, за велосипеды, свисающие с забора, за мясо крокодила наконец! Думаю, что в этот город я еще вернусь.
Из Копенгагена мой самолет улетел в полдень. Под окном проплывала подсвеченная солнцем Балтика, разноцветные поля, хутора, а сидевшая рядом бабушка из Владивостока взахлеб рассказывала про виденные ею Париж, Рим. Сейчас мы летели в Москву, город который в последние годы все меньше и меньше отличается от мировых столиц - та же многонациональная речь, те же туристы на улицах, те же забитые сувенирами лавки в центре и запахи забегаловок на улицах. За время своего путешествия я повидал много контрастов, упомянув здесь лишь некоторые из них. Но не было среди них одного - я так и не увидел контраста в людях. Можно долго рассуждать о судьбах России и особенностях ее пути, о многолетнем отставании, которое пока разделяет нас и Европу в технологиях. Все это есть. Но для меня сейчас так же очевидно, что наши территории населяют очень похожие народы, и различий между ними намного меньше, чем сходств.
Дания FOR SALE
City Hall
Marmorkirken (Frederik's Church)
Высокая культура питья
Главное - чтобы забор не покрасили
Не расплескай Страдивари!
Служба доставки тоже работает на двух колесах
Велосипед можно накачать у обычного веломагазина.
Как вы думаете, как выглядят здесь детские коляски?
Christiania - в этом восточном квартале живет свободная молодежь
Подписываюсь :)
Зал ожидания в аэропорту
Нефть вверх, акции вниз. И никаких мигалок!
Тандем
Двухэтажный паркинг у центрального вокзала
Велосипедные будни
Соотечественников видно за версту
На прогулке
Из Швеции (слева) в Данию (справа) можно попасть тремя путями. Мост над Скагерраком
Копенгагский дизайн (Christians Kirke)
Электрокар
Такое вот кино!
Видеофрагменты на Youtube
Хор в Nykyrka
Танцы на озере, Мульшо
Машинное отделение S-S Bohuslan - работа парового двигателя
Техника шведских лесорубов
Операция погрузки леса
Встреча с лосем в самую короткую ночь
Велотрафик в Копенгагене
Комментарии к пройденному
Продолжительность поездки составила 16 дней, в течение которых пройдено около 1600 км. Из них 9 дней ходовых, за которые пройдено около 1270 км по маршруту. В прочие дни километраж составил около 300 км налегке. Набор высоты на маршруте (без учета радиалок) составил около 16,7 тыс. м с поправкой на погрешность. Протяженность грунтовых участков - около 35-40%.
В заключение я хотел бы поблагодарить своих друзей в Венерсборге и Гетеборге, без которых эта поездка не была бы столь успешной. Кроме того, я благодарен Хиссаму Латиффу за редактирование английского перевода этого текста, а также моим родителям за их бесконечное терпение. Надеюсь, вам было интересно!