|
Курская магнитная аномалия с точки зрения туризма довольно сомнительный объект. На компасы (а также карты) здесь полагаться опасно, лесов почти что нет, земля неровная и очень черная. А под дождем - еще и вязкая. Очень вязкая!
Но раз мы все-таки поехали туда, значит может быть не совсем туристы. Мы вполне убедились в вышесказанном, а кроме того вдосталь налюбовались на белгородские степи, которые действительно очень неровные и живописные. Хотя насколько оправданно употреблять тут слово степь - неясно, учитывая, что большая часть земли постоянно обрабатывается, а окрестный рельеф отнюдь не плоский. Но все же для меня, жителя лесной области, эта местность ассоциируется именно со степью.
А еще именно здесь, среди бесконечных полей и холмов, находятся самые крупные в России разрабатываемые сегодня месторождения железной руды. Размер месторождений под Старым Осколом уже давно достиг тех масштабов, когда результат человеческой деятельности легко различим невооруженным глазом со спутника. Теперь хотелось посмотреть на эту аномальность откуда-нибудь поближе.
В Воронеж мы с Диной Терентьевой (моим единственным попутчиком) прибыли праздничным, но пасмурным утром 9 мая. У вагона нас встретили ребята из местного велоклуба velo36.ru Лена и Иван (за что им большое спасибо!), которые устроили мобильную экскурсию по городу, как раз прибранному к параду. Нам показали центр с большим количеством памятников разным творческим людям, набережную, слегка отдающую запахом завода на противоположной стороне водохранилища, сравнительно свежую застройку жилых районов (а старой, довоенной, здесь почти что не сохранилось).
Погода стояла пасмурная, но поначалу сдерживалась от проявления чувств. А потом, когда мы уже расстались с друзьями и покатили в область, разрыдалась вовсю. Чем чревато такое мокрое гостеприимство, мы осознали чуть позже, когда первый раз съехали с асфальта и влипли в местный грунт - жирный чернозем, по своим свойствам сильно напоминающий пластилин. В сырую погоду эта субстанция прочно клинит крылья и тормоза, так что передвигаться на наших полушоссейных велосипедах можно было только по травке рядом, и ни в коем случае не по дороге.
Исправить ситуацию можно было, только забив на грунты, и выбравшись на асфальт. Так мы и поступили потом, но в первый день упорство все же взяло верх. Поэтому проехали сильно меньше запланированного, зато почти 22 км нагуляли пешком, толкая велосипеды по траве (а порой и на себе). А уж во второй и третий день на грунты даже не смотрели - ездили исключительно по асфальту.
Асфальт - может быть и скучен с точки зрения дикого велосипедизма, но здесь не так много машин по нему ездит, чтобы на них жаловаться. Зато качество дорог вызывает иногда приятное удивление, даже в глухих углах на границе областей.
|
|
На горно-обогатительные комбинаты, до которых мы добрались к середине второго дня, надо было смотреть в пешем порядке, поскольку асфальтовые подъезды перекрыты блок-постами, а грунтовки находились в негодном состоянии. На Стойленский ГОК мы смотрели со старых заросших отвалов, преодолев колючую полосу заграждений из кустов облепихи. Основной карьер, на который открывается вид с края обрыва, производит колоссальное впечатление, особенно для непривычного к таким красотам глаза. Когда-то здесь было водохранилище, стояли деревни. Теперь же на их месте образовался громадный кратер, обросший по периметру, словно следом взрывной волны, многослойными отвалами пустой породы. Последние придают пейзажу вокруг, и без того довольно изощренному, еще более марсианский вид.
|
Железистые кварциты добываются здесь прямо экскаваторами с глубины до 350 м. Из чрева котлована непрерывно несутся гудки "Белазов", снующих от экскаваторов к железнодорожным платформам и обратно. Железная дорога пологой спиралью вкручена в верхние этажи карьера, и служит для вывоза руды на обогатительный комбинат. Отходы производства - скальный грунт, песок и известняк также извлекаются на поверхность, для чего используется многокилометровый конвейер, связывающий месторождение с отвалами. Помимо обычных ковшовых экскаваторов здесь работают и гигантские роторные машины, задействованные на стадии вскрышевания (удаления верхнего, наиболее мягкого, слоя пород).
Мы долго торчали с Диной на краю этого цеха, построенного прямо под открытым небом, разглядывая движение поездов, техники, далекие очертания кажущихся отсюда крошечными заводов - машиностроительного и обогатительного комбинатов. Работа здесь не останавливается даже в праздничные дни, когда над Кремлем летают самолеты и устраивают салют.
К сожалению посмотреть в этот же день на Лебединский ГОК, как изначально планировалось, у нас не получилось - выяснилось, что дорога на Губкин, по которой я хотел проехать, сейчас перекрыта для постороннего транспорта постом. Впрочем, впечатлений нам и так хватило с головой, поэтому не особенно об этом жалели, а двинулись на юг, прицеливаясь к возможности успеть на следующий день на Белгородский поезд.
|
|
Третий день начинался не так уж плохо. С утра светилось солнышко, было заметно теплее, чем в предыдущую ночь, не было дождя. Дождь зарядил уже после полудня, и сопровождал нас до самого поезда. Мы вновь строчили по асфальту, и уже не брезговали довольно оживленными трассами, обойтись без которых рядом с Белгородом в такую погоду никак не получится. Не обошлось и без казусов. Стремясь избежать одной из таких трасс, мы попытались найти обходной путь, но в итоге пришлось закладывать большую петлю вокруг Белгорода вплоть до самого Шебекино, поскольку все короткие проезды оказались грунтовками. Это отняло у нас все время, которое я планировал потратить на осмотр города и добавило лишних 40 километров. Когда мы приехали на вокзал, все, что оставалось сделать - это разобрать велики и загрузиться в уже стоящий у платформы поезд. Лишь немного хватило времени пощупать воду Северского Донца, на котором, как известно, в страшных количествах произрастают дикие абрикосы! Но к этой теме лучше вернуться как-нибудь в другой раз...
Комментарий Дины
Геоданные
|