Архив текстов и фотографий

Олонецкая возвышенность - на беговых лыжах, 04-07.11.2006

Николай Осадчий, 09.11.2006

Нитка маршрута: Святозеро - Каскеснаволок - Топозеро - Матчеозеро - Вагвозеро - Коткозеро ~ 85 км

Приблизительный трек

Участники:
Володя Макаренков, Дина Терентьева, Анна Переверзева, Михаил Агеев, Николай Осадчий

В Москве на нас наверное смотрело все метро. Люди с лыжами в начале ноября, когда за окном снега нет и в помине, а зимы еще ждать и ждать - я бы сам на такое с интересом смотрел, если бы не держал лыжи в руках! Ощущение ненормальности происходящего зашкаливало. Человек с лыжами в Москве - и зимой-то вызывает не всегда адекватные реакции, а тут... но мы знали, куда едем. Всю предшествующую неделю из Карелии словно с линии фронта поступали обнадеживающие сводки. Из разных уголков района докладывали о толщине снежного покрова, о прогнозах, о температуре. Одни говорили, что снега мало, в лесу коряги и камни - ходить на лыжах не стоит. И мы им не верили: может быть, они и на лыжах-то никогда не ходили. Другие утверждали, что снега уже достаточно - сами уже пробовали кататься. Это вселяло надежду. Наконец поступило ключевое подтверждение капитуляции противника: на сайте "Петрозаводск транспортный" появилось официальное уведомление о том, что из-за непрекращающегося снегопада пригородный транспорт фактически обездвижен и следует только до точки, где еще возможно развернуться.

Описание маршрута

От Москвы до Петрозаводска - нас вез 382-й мурманский поезд, прибывающий в 11:03. От Петрозаводска до Святозера - около 65 км. доехали на Газели за 1200 р. Ориентируясь по старой полукилометровке, на которую еще не нанесли мурманской трассы, я не сразу сообразил где тормозить водителя, так что после высадки пришлось отрабатывать назад лишние 300 м до поворота на дорогу в обход Лижменского озера (с севера). Миша первым открыл сезон, еще на шоссе надев лыжи и быстро усвистев от нас по обочине. У поворота "переобуваемся" - теперь официальный старт! Сезон открыт! И мы укатываем от главного шоссе по грунтовке с колеей от проехавшей машины.

Первые впечатления: снега для лыж более чем достаточно. Толщина покрова - около 30-40 см. Снег рыхлый, неслежавшийся - тропить такой не очень тяжело, но все-таки утомительно. Кончики лыж почти все время находятся под снеговым покровом. Кроме того, под снегом часто попадается вода - особенно в глубоких колеях, либо на пересечениях с бесчисленными ручьями. Поэтому регулярно приходилось останавливаться и отскребаться от образующейся наледи.

Довольно скоро мы наталкиваемся на машину, оставившую здесь свою колею, и дальше приходится ехать уже по запорошенному старому следу. Этот след потом сыграл с нами злую шутку. Вместо того, чтобы идти по выбранному маршруту на Терусельгу, мы соблазнились удобной дорогой и в итоге оказались в тупике на вырубке, примыкающей с севера к Палатозеру. Ошибку пришлось исправлять ценой долгого азимута на запад. Лишь утром следующего дня удалось вновь встать на накатанный след дороги, огибающей Каскеснаволок с севера. От идеи сделать связку по старым деревням Терусельга, Маясельга и Афанасьева Сельга (Сельга обозначает здесь гору, а приставка - того человека, который на ней жил) пришлось отказаться. Жалко, конечно - здесь разбросано много маленьких озер среди холмистой местности. Но просто прокатиться по хорошей дороге - пожалуй приятнее, чем копать лишние пятнадцать километров. С идеей пробежать по первому снегу пока тропить еще не тяжело, мы похоже немного опоздали, и теперь надо смещать маршрут в пользу большего количества дорог.

Деревня Коккойла, обозначенная на карте как нежилая, на месте совсем не кажется такой: десятка полтора домов, небольшая деревянная церковь, есть электричество. Но живых людей не видно. Зато живые люди попадаются в Каскеснаволоке - их здесь аж 12 семей. Причем на них приходится по крайней мере два "бурана" встреченных нами на подходе к деревне. Здесь заниматься подсчетом домов уже бессмысленно. Около половины из них - холодные дачи.

Дорогу на оз. Ламби-Шарон правильнее было искать у последних домов. Наша ошибка заключалась в том, что мы начали делать это у развалин бывшей МТФ к югу от деревни и это стоило нам 2-х км азимута, которые, впрочем, прошли по довольно приятному елово-березовому лесу. Дорога между озерами Никуш и Габаново очень живописна, но к сожалению мы заплутали в ее ответвлениях и снова пришлось азимутать - теперь уже по усыпанному снегом орешнику. Между тем дорога была совсем рядом, а мы двигались параллельно ей. Как здорово было ее найти и устроить на ней обед. И как обидно расставаться, когда выяснилось, что она огибает озеро Никуш и затем круто заворачивает на север, что нам совсем не годилось, поскольку уводило от цели - попасть на мощную дорогу, идущую западнее Топозера. До этой цели было всего 3 км по прямой, но эти 3 км оказались самыми тяжелыми за весь поход и шлись буквально от обеда до ужина. В следующий раз для упражнений в азимуте надо будет выбирать какую-нибудь менее рельефную площадку...

После - уже на дороге обнаружилось хорошо накатанное ответвление, видимо куда-то в сторону Тюллеги. Если бы знали о нем заранее - не потеряли бы столько времени на азимуте, а так, едва достигнув северной оконечности Топозера, мы вынуждены были заночевать - время подходило к 21:00.

Накатанная трактором колея довела нас до поселка Топозеро (зимой - нежилого), расположенного в юго-западном углу озера. Здесь она и кончилась. Поэтому дальше вновь пришлось тропить - сначала по тропке на юг вдоль болота, а потом по старой колее на юго-запад. И то и другое существует в довольно проходимом состоянии, однако идти пешком здесь было бы весьма мокро. Дорога к западу от Толриярви вновь порадовала накатанной колеей и приятным скольжением, которое продолжалось практически до Матчозера. Причем участок от поворота на Верхнеолонецкий до пересечения с крупной ЛЭП оказался расчищен бульдозером. Мы знали, что в Матчозере нет моста (мост там был всего один, но зато какой! Шириной 150 м, соединяющий северную и южную стороны деревни). Теперь же попасть на южный берег не так-то и просто - нужно обходить глубокий залив, вдающийся в берег далеко на запад. Дорога, огибающая его, делает большую петлю, местами завалена, но вполне проходима.

Заночевали мы на берегу Матчозера в половине девятого, порядком вымотанные нудной тропежкой и регулярно образующейся на лыжах наледью. К этому моменту уже стало окончательно понятно, что достичь Тулоксу, куда мы до этого стремились, при нашем темпе к вечеру следующего дня не удастся, и основной вариант выброски теперь - двигаться в сторону Коткозера и уезжать автобусом. По западному берегу Матчозера идет подзаросшая старая дорога. У южной оконечности озера она пропадает, но, двигаясь в юго-западном направлении, мы вновь встали на некую дорогу, идущую по заброшенной ЛЭП. Она вскоре вывела к вырубкам и превратилась в твердую лесовозку (правда неезженую по снегу). По ней мы добрались до деревни Вагвозеро. От деревни и примерно до южного края озера дорога представляла собой буранный след, а с момента присоединения справа поворота на Тулосозеро - была расчищена бульдозером. Эти последние 17 км до Коткозера стали настоящим праздником коньковой песни и были пройдены не в пример быстро по сравнению с предшествующим маршрутом - уже к 14:00 мы финишировали.

Из Коткозера можно уезжать, либо отловив машину на трассе, проходящей в 2-х км западнее самой деревни. Либо непосредственно из деревни на автобусе до Олонца (в 16:30). Мы предпочли второй вариант. Есть также автобус до Питера, но он проходит здесь примерно в одиннадцать. От Олонца до Лодейного поля нас подвез местный водитель (Владимир), обладатель микроавтобуса Мерседес Спринтер - за 800 р.

Кому нужны контакты водителей - пишите: niosa at mail dot ru

Архив текстов и фотографий

Hosted by uCoz