|
|
|
| Шатракасы |
|
| Носелы |
|
| Волга |
|
|
|
| Ветлуга |
|
| Васильевское |
|
|
|
На этом маршруте вдоль берегов Волги можно посмотреть сразу на три субъекта РФ: Республики Чувашию и Марий Эл, а также Нижегородскую область. Проехать его вполне реально и за одни выходные, но я бы всячески рекомендовал этого не делать, поскольку эти места достойны большего внимания, нежели им можно уделить за два дня. Теперь по порядку.
- Чебоксары как точка старта оставили только положительные эмоции. Это второй российский город, в котором я наблюдал размеченную знаками велодорожку. Она тянется на добрый десяток километров вдоль Нижегородского шоссе, и по-видимому, пользуется большим спросом у местных велосипедистов. Само шоссе в это субботнее утро было загружено не критично, так что по нему удалось спокойно доехать до поворота на Козьмодемьянск.
- Южное побережье между Чебоксарами и Козьмодемьянском хорошо обжито. Здесь оказалось больше асфальтовых дорог, нежели можно было ожидать, глядя на карты, правда в большинстве своем они идут перпендикулярно к Волге, избегая пересечения глубоких оврагов с крутыми бортами. Непосредственно у берега не всегда можно проехать/пройти (тропка южнее Волны сильно заросла; к северу от Владимирского - есть только заросшие лесные дорожки).
- Деревни здесь производят впечатление небольших оазисов посреди полей, засеянных капустой, либо захоженных скотом. Сады сейчас вовсю плодоносят, на обочинах частенько попадаются гниющие фрукты, которые судя по всему не сгодились на рынок, Домики аккуратно покрашены, и обнесены невысокой оградой - главным образом от своих же животных. Почему-то ехать через эти поселки, оканчивающиеся на чувашский слог "касы", очень приятно и уютно, хотя дороги в селах оставляют желать лучшего.
- Паром через Волгу ходит в Козьмодемьянске раз в 40-50 минут. На другом берегу находится уже другой субъект Федерации, и чувствуется это отнюдь не только по названию. Здесь практически отсутствует рельеф, много песка, и соответственно сосняков и березняка. Деревень уже намного меньше, дорог - тоже. Я торопился попасть на мост через Ветлугу, который находится лишь в 40 км от устья, поэтому вынужден был ехать по единственной асфальтовой дороге в этих краях. Надо сказать, для велосипеда это несколько скучновато, и я был благодарен случившейся под вечер грозе, красиво раскрасившей небо и повесившей облачко тумана над пустынным шоссе.
- За Ветлугой стало окончательно темно. На Ленинский уходит тряский грейдер, на нем начинает немного держать песок. В самом Ленинском есть хлипкий мостик через Люнду, за которым твердая тропка выводит на другой грейдер. По нему я еду до Васильевского, на окраине которого ночую.
- Дорожка на юг от Васильевского проходит через замечательные места, именуемые как "Большое Болото" и "Кордон Культей". Однако, ничего страшного в них, как оказалось, нет - тропка (и разбитая колея) аккуратно огибает сырые места. На озере Культей есть родник (между прочим, святой) - здесь же стоянка рыбаков, которые ездят сюда из Нижнего Новгорода. Самый неприятный участок пути начинается за Дорогучей - ныне нежилой деревней. Дорога здесь превращена колесами в песочницу, так что вместо того чтобы по ней ехать, пришлось около 10 километров тянуть велосипед пешком. Я пробовал альтернативные дорожки на запад, но неудачно, так как они чересчур забирали на север, и в итоге был вынужден вернуться на исходный путь.
- Оставшееся расстояние до Нижнего Новгорода я проехал по асфальту, однако при наличии времени от такого варианта следовало бы отказаться. Местность здесь носит довольно плоский характер, дороги отвратительно прямые. Есть несколько 6-7 километровых отрезков абсолютно прямого асфальта, на котором в этот воскресный вечер машины неслись около 100 км/ч. Похоже, недвижимость на левом побережье пользуется спросом: в деревнях много новостроек, а трафик наполовину состоит из джипов (в свою очередь, наполовину - ВАЗовских).
- К большому сожалению, мне так и не удалось посмотреть на два интересных объекта в этих местах. Замок Шереметевых в селе Юрино лежал откровенно в стороне от маршрута, а на Макарьевский монастырь в устье Керженца просто не осталось времени. Около полудня мой велосипед лишился одной важной детали: болта, фиксирующего левый шатун. С этого момента крутить педали приходилось с двойной осторожностью, что позволило поддерживать приемлемый темп практически до самого финиша, но лишило запаса времени на культурную программу.
- Последним и наиболее трудным препятствием в этот день стало преодоление моста через Волгу в Нижнем Новгороде. Его протяженность вместе с дамбой составляет около 6 километров. Здесь всего 2 полосы, поэтому непрерывно образуется пробка. Кроме того, на самом мосту практически отсутствует нормальный проход для пешеходов. Где-то посередке этой дамбы по закону подлости мой шатун окончательно перестал держаться, и я остался с одной педалью. В этой ситуации более разумным было бы повернуть обратно в Неклюдово и попасть в Нижний на электричке, которая ходит по тому же мосту. Однако я не знал расписания, и предпочел добраться до вокзала пешком.
- 20 минут не хватило мне, чтобы успеть на поезд, поэтому в Москву я поехал только через 4 часа на Муромском составе. Конечно, было обидно, что не все удалось посмотреть в этот раз. Но, в конце концов, это всего лишь повод выбраться сюда вновь.
Трек маршрута
Трек на карте Google maps
|